Дорожная карта (Roadmap) - понятие действительно не новое, и встретить его можно в различных сферах деятельности. Отмечу, что в большинстве случаев оно используется, как синоним «календарного плана» или «плана действий». Но при этом у каждой сферы есть свои особенности, позволяющие описывать тонкости процесса в определенном сегменте.
Разберёмся детальней в роли и назначении карты во время запуска хайпа или выхода на рынок новой крипты. Кому она больше нужна: админам или непосредственно клиентам?
Оглавление:
1. Что такое дорожная карта продукта?
2. Какие задачи решает RoadMap
Что такое дорожная карта продукта?
Все чаще принято говорить, что уважающий себя проект в обязательном порядке должен иметь White Paper. Как минимум тот факт, что авторы-создатели не поленились и все-таки написали его, говорит о многом. Рассматривая дорожную карту, отмечу, что ее пишут в двух основных случаях:
- Продукт длительное время на рынке, приносит прибыль, но необходимо вернуть к нему внимание пользователя или акцентировать внимание на новинке;
- Продукт живет только в мыслях и на бумаге и нужно подготовиться к его запуску.
Причем я бы советовала прописывать такой «маршрут» тем, кто открывает парикмахерскую, или рассчитывает на постоянные посторонние инвестиции в криптовалюту.
Порой кажется, что проект действительно тебе подходит для вложений, и ты уже готов выложить определенную сумму для вклада, но все же что-то останавливает. В этом вопросе я солидарна с криптоинвестором Анатолием Ивановым, который говорит о том, что беда многих ИСО - неумение смотреть на свой же проект с позиции инвестора.
Именно поэтому важно вовремя решать поставленные задачи: «…вычитку документов, уточнение позиционирования, составление FAQ и Terms. Качественный маркетинг в ICO пока встречается редко: в этой сфере инвестиции пытаются привлечь в основном технические специалисты, а не маркетологи».
Здесь сложно не согласиться, особенно новичкам в проектном финансовом менеджменте, поэтому предлагаю детально разобраться с целевым направлением дорожной карты.
Какие задачи решает RoadMap
Перечислять их до бесконечности, но я предлагаю вам остановиться на базовых 7 шагах для каждого админа или авторов проекта. Создавая дорожную карту, помните, что это не просто процесс, который нужно «оптичить» - сделал, потому что так пишут в учебниках и на форумах, а действительно понять его функциональные задачи. Прежде всего, с помощью такого документа вам необходимо познакомить потенциального инвестора с миссией и стратегией продукта.
Во-вторых, именно RoadMap - это форма с четко описанными шагами для продвижения продукта, скажем так, детальный сценарий покорения рынка: 1, 2, 3 и т.д.
В-третьих, с помощью этого документа можно определить основную программу для команды и ключевых персон.
Вместе с этим стоит обратить внимание и на такие цели:
- Документ четко отвечает на вопрос всей команды «Для чего мы это все начали?». При чем, как для сплотившегося, так и для абсолютно нового коллектива.
- Позволяет синхронизировать работу - каждый отвечает за свой процесс во имя общего блага.
- Снижает необходимость лишний раз общаться и что-то обсуждать (мир давно склонен уходить в режим антиофиса - работу в удаленном режиме).
- Сформировать конкретную стратегию с конкретной программой для привлечения клиента. Оптимально здесь подходит Баунти программа. Вы указываете ее в «дорожке», закладываете расходы на выполнение и, следовательно, затем реализовываете.
А что еще должно быть в стратегическом документе - разбираемся далее.
Из чего состоит дорожная карта?
Прежде всего, из четко прописанных периодов. Достаточно часто админы и маркетологи выбирают квартал - ни много, ни мало. На глобальных уровнях маршрут развития включает основную миссию и цели, аудиторию, тип карты, а также саму визуальную часть. Над последним моментом советую пофантазировать и все же выбрать лучшее из хорошего, поскольку, как правило, RoadMap размещается на сайте проекта с целью привлечения клиентской базы. Учитывая то, что даже в финансовом мире больше визуалов, этот момент крайне важен для продвижения.
Составлять документ-стратегию может сама команда, а может и маркетолог. Что вы выберите - личное право. Делая ставку на самостоятельную разработку, посмотрите несколько образцов дорожной карты, желательно даже того проекта, в котором вы выступаете в роли инвестора. Оцените - что именно вас подкупило в ИСО, возможно, это были именно глобальные цели.
Миссия и цели ИСО
Вот здесь важно не только предложить хороший конкурентный профит потенциальным инвесторам, но еще и описать, в чем же непосредственно «изюм» сотрудничества. Помните, что любят ушами не только девушки, хороший слог и четкая стратегия очень важны в финансовом мире.
Специалисты рекомендуют выделять до 5 основных целей, а вот миссия - все же должна быть одна: простая, понятная и касаться каждого. Лично мне не очень нравятся варианты «Наша миссия - сделать вас счастливыми», «Наша миссия - обеспечить ваш достаток», как-то размыто и ни о чем.
Что привлекает внимание:
- Предлагаемый комфорт (инвестор не покидает свою зону комфорта);
- Долгосрочная основа;
- Описание безопасного процесса размещения;
- Максимальный доход для всех сторон.
Пользователи RoadMap
Несмотря на то, что этот пункт второй в списке must have, я бы порекомендовала с него начать: точное понимание, для кого создаешь что-то, улучшает креативный процесс. Фактически, принято выделять 4 основных пользователя:
- Разработка;
- Руководство;
- Смежные структуры;
- Непосредственно пользователи.
Внутреннее наполнение прямо зависит от выбранной группы. Плюс, меняются соответственно стратегии и цели: кому-то важно увидеть цель в продажах, кому-то - рабочий момент для клиента. Помните, что «эффективный» вариант включает набор потребностей и технологий. Важно, что во внимание принимаются все тонкости процессов на линии - то есть от начала до завершения. Теперь предлагаю сделать первые заметки на черновике.
Наличие такого фундаментального документа для ICO криптовалют - хороший момент не распыляться, а направленно работать в определенном сегменте: наполнять соцсети, создавать личный кабинет для инвестора, выходить на специализированные форумы, запускать рекламу, публиковать новости и прочее. А вот касательно последнего я бы хотела уточнить, что некоторые китайские партнеры, а именно фонды, инвестирующие в криптовалюты, считают ужасным знаком отсутствие публикаций новостных лент. По их мнению, это первый сигнал к скаму.
Для того чтобы документ работал, важно понять и выбрать подходящий тип.
Тип дорожной карты
Как правило, авторы хайп-проектов создают сразу несколько RoadMap. Первая - основная - по целям, то есть формируются документы с учетом масштабной стратегии и набора задач для каждого пользователя.
Во-вторых, можно создать маршрут уверенного продвижения по финансовым волнам специально для команды - людей, которые реализовывают проект, привлекают инвесторов, занимаются рекламой, обеспечивают техническую часть.
Говоря об эффективности релизов и сроков выхода на рынок для работы с вкладчиками, выделяют дорожную карту непосредственно по платформам: на какой технической базе будет происходить процесс, его тонкости (тут еще часто вписывают платежные системы для ввода/вывода средств, предусматривают возможность расширения, описывают протокол защиты). И, если проект международный - без карты по странам не обойтись, ведь национальные нюансы играют свою роль и диктуют правила поведения - взять хотя бы элементарные традиции выходных дней или языки наполнения сайта.
И когда вы уже уточнили для себя все тонкости - сделайте резюме - для чего именно вам нужна «дорожка», несмотря на то, самостоятельно или по средствам краудсейл вы работаете.
Для чего нужна RoadMap ICO?
Прежде всего, чтобы синхронизировать действие команды и определить основные задачи. Во-вторых, чтобы упростить инвестору поиск выгодного проекта и начать сотрудничество именно с вами. В-третьих, чтобы двигаться в конкретном направлении с указанием конкретных задач: решил задачу - переходишь на следующий уровень (принцип игры «Супер Марио» сохранился). Иногда требуется параллельное решение вопросов.
Важно, что дорожная карта позволяет составить и прогноз развития, а порой увидеть рискованные моменты и максимально защитить проект от них. Иногда составленный план сразу предлагает заметить и другие перспективы роста: новые способы привлечения аудитории, быстрый способ выхода на международный рынок, подбор подходящей стратегии. Да и наличие конкретного плана все же как-то успокаивает разум.
Рекомендую вам еще на этапе составления RoadMap ICO включить не только обязательные атрибуты, но и грамотно разместить их в очереди. Не забудьте о white paper и баунти-компании, о которых уже подготовлены материалы на моем блоге.
Вовсе не обязательно быть финансовым гением или привлекать для визуализации документа супер-дизайнеров, порой точность стратегии можно передать в одном гугл-документе табличной формы, но при этом он будет работать, и все звенья четко понимать - свои цели, задачи и роли.