Этот обзор посвящен компании, которая в первую волну коронавируса «выстрелила», ведь предложила людям во многих странах не обычный контент, который можно посмотреть по разным телевизионным каналам, а уникальный продукт, вызывающий «сериальный запой». Компания Нетфликс со штаб-квартирой в Калифорнии стала лидером среди стриминговых платформ и поставщиков фильмов и сериалов, а история ее создания и развития, как и других сервисов, периодами связана с подъемами и падениями. О них будет дальше.
На текущий момент корпорация сосредоточила свое внимание на 4 ключевых направлениях: кинопроизводство, изготовление телешоу, потоковое видео и онлайн-прокат. Вспомните свое детство и юность. Были пункты аренды дисков или VHS-кассет, куда нужно было прийти, дать залог, взять кассеты за деньги, посмотреть фильмы на них и вернуть. Нынче все намного проще, и возможность покупки подписки, лежа на домашнем диване совершила революцию.
Оглавление:
1. С чего начиналась история компании Netflix
С чего начиналась история компании Netflix
Если интересная биржа Opensea полноценно появилась на рынке только в минувшем году, то компания Нетфликс была основана 25 лет назад. Есть одна очень интересная и показательная история, но она не подтвержденная фактами. В 1997 году Рид Хастинг просрочил в «видеоателье» время, когда должен был вернуть диск с фильмом. Юному бизнесмену было просто некогда поехать и отдать кассету, тогда он решил, что нужно что-то менять.
В своих интервью основатели сервиса несколько раз абсолютно по-разному рассказывали, как пришла идея создания корпорации. Согласно самой популярной версии, идея родилась между рабочими поездками Марка Рэндольфа и Рида Хастинга. До ключевой даты 29 августа 1997 года Рэндольф был сооснователем корпорации MicroWarehouse, что занималась доставкой компьютеров по почте. Также он работал в компании Pure Software, что принадлежала Гастингсу.
Бизнесмены решили действовать по горячим следам, ведь 24 марта того же года впервые поступили в продажу DVD-диски в Америке. Они были компактные и удобные в использовании. Для теста отправки такого носителя в дом Гастингса в Санта-Крусе был отправлен диск, и когда он дошел быстро полностью целым, идея родилась сама собой.
Рид Гастингс
Рид – довольно известный математик и ученый, который на конец 90-х годов владел компанией Pure Software. Он решил ее продать в 1997 году, получив от корпорации Rational Software Corporation 700 млн. долларов за продажу. На тот момент эта сделка была самой крупной среди всех проектов Кремниевой долины. В новый старт-ап Нетфликс Гастингс вложил 2,5 млн. долларов, и сразу решил, что новая компания точно не будет работать с видеокассетами.
Марк Рэндольф
Парень устроился к Риду Гастингсу на службу в корпорацию Pure Software. Ранее он работал на должности вице-президента по маркетингу Borland International. Молодые люди довольно много времени проводили вместе, особенно, когда решали вопросы в государственных органах, связанных со сделкой по Pure Software. Тогда и родилась идея подобных услуг, что сочетают в себе и интернет, и кино. Говорят, что именно техническая составляющая легла на его плечи, а идею перейти в сеть, отказавшись от дисков, тоже придумал именно он.
Развитие Нетфликс от DVD до стримингового сервиса
Рассматривая историю «Нетфликс», и показывая, как изменялась хронология, стоит сразу подчеркнуть стартовый период. Изначально компания позиционировала себя как первый в мире интернет-магазин для проката DVD. Принципиальные особенности работы можно описать так:
- всего три десятка сотрудников;
- 925 фильмов, что на то время было очень много и в разных категориях среди всех существующих на рынке;
- модель оплаты и ценообразования похожа на Blockbuster, но разница в том, что последние предоставляли в аренду именно кассеты и работали на небольшой локации.
Схема работы была такой: новый диск клиент мог взять только тогда, когда вернет предыдущий. Стоимость недельной аренды составляла 4 доллара, еще половину нужно было заплатить за пересылку по почте. Все платежи проводились удаленно через банковские сервисы.
Первые проблемы
Первые «звоночки» стали проявляться в 2000-х гг, когда интернет становился более доступным, а фильмы начали качать из сети. Диски свое изжили, и тогда руководство «Netflix» решило придумать «коробку», которая активизировалась вечером, а на утро в ней был скаченный ранее выбранный фильм. Но все прервал YouTube, доказавший – аппаратные устройства для скачивания и демонстрации кино навсегда ушли в прошлое. К концу 2007 года проект потокового видео высокой четкости был полностью реализован.
Развитие компании
Говоря о том, как «Нетфликс» формировал свою историю успеха в разных странах, стоит остановиться предметно на определенных датах, что стали основополагающими в их сегодняшней популярности.
Важные даты в истории компании
Дата | Событие |
---|---|
01.10.2006 | Открытие конкурса с призовым фондом 1 млн.$ на создание точного алгоритма просчета успеха фильма в глазах зрителей |
Февраль 2007 | Доставка миллиардного DVD-диска |
С марта 2007 по июнь 2011 | Внедрение потокового видео с сохранением доставки дисков и развития технологии Blu-ray |
С 2006 года во всем мире стремительно падает популярность дисков, именно поэтому более активно развивается потоковый сегмент. «Нефликс» предложил такой своим клиентам впервые на абсолютно бесплатной основе в 2007 году, но там было примерно 1000 шоу и фильмов, а это 1% от всей библиотеки, которая хранилась на дисках. В июне 2009 онлайн-каталог насчитывал 12 тыс. программ. В развитии популярности разных продуктов свою роль сыграл алгоритм Cinematch, который подбирал видеопродукты в зависимости от рекомендаций и предпочтений зрителей.
Как и метавселенная NFT, сервис «Нетфликс» искал новые рынки, и в 2010 впервые запустил вещание в Канаде. Развитие было довольно ровным и стремительным, и эти факты лишний раз подчеркивают этот факт:
- в начале 2013 г. компания имела 29,4 млн. клиентов по всему миру и 27,1 млн. в США, а выручка составила 945 млн.$;
- к концу 2013 общее количество потокового видео от корпорации приблизилось к отметке 40,4 млн., а в США – перешагнуло отметку 31 млн;
- в марте 2015 сервис стал доступный в Японии, Новой Зеландии и Австралии.
Производство собственного контента
Одной из причин, почему корпорация стала настолько популярной, стало создание собственного контента. Такие материалы получили название Netflix Original, и их начало датировано 2011 годом и политической драмой «Карточный домик». На экраны сериал попал в 2013 году, а главную роль сыграл Кевин Спейси. С самыми популярными продуктами познакомлю вас далее.
Список собственных сериалов Netflix
Дата | Название | Сюжет |
---|---|---|
Июль 2013 | «Оранжевый» | Комедийная драма о жизни в женской тюрьме; продлен на 7 сезон |
Май 2016 | «Челси» | Late Night Show, шоу на 30 минут, что выходит со среды по пятницу, продлен на 2 сезон |
Июль 2016 | «Очень странные дела» | Научно-популярный сериал, продлен на 5 сезон и получил множество кинопремий |
Март 2017 | «13 причин почему» | Драматический сериал |
28 декабря 2018 | «Черное зеркало» | Эпизод драматического сериала с интерактивным (выборочным) сюжетом |
2019 | «Ты против дикой природы» | Интерактивное шоу, где зрители могут выбирать исход событий, руководя действиям ведущего Беара Гриллса |
2021 | «Классическая история ужасов» | Драма, детектив, ужасы, триллер о событиях на Юге Италии |
Текущее состояние дел
Компания успешна и перспективна – и это факт. В 2020 фильмы корпорации получили 24 номинации на «Оскар», но забрали лишь 2 награды. Годом позже номинаций было 35, а наград – 7 статуэток.
Герой моего сегодняшнего обзора имеет в своем арсенале более 15 тыс. сериалов и фильмов, а сервисом пользуется 210 млн. подписчиков по всему миру. На финансирование собственных проектов компания тратит 19 млрд. долларов, а ее капитализация составляет 216 млрд. долларов.
Отдельно нужно определить позицию «Нетфликс» в России, ведь она довольна странная. 5 лет назад на выставке CES, Рид Гастингс заявил, что сервис доступен в 190 странах мира, включая РФ, но сервис не работал в России тогда и не был изначально доступен в таких странах:
- Сирия.
- Китай.
При этом в 2016 году Владимир Мединский, министр культуры РФ заявил, что «Нетфликс» – часть гибридного плана американцев по захвату сознания россиян через каждый телевизор, и призвал больше денег вкладывать в российское кино. На текущий момент сервис не доступен в Крыму через ограничения деятельности американских компаний на полуострове.
Тем не менее, компания официально работает в России с 15 октября 2020 года, когда в мире бушевала очередная волна ковида. По итогам первых 2-х месяцев работы «Нетфликс» стал одним из самых популярных онлайн-кинотеатров по всей стране, а в следующем году только улучшил свои показатели в популярности.
Аналоги Netflix в мире
Ведущий абонентский сервис имеет своих конкурентов по всему миру. «Нетфликс» предлагает 3 тарифа Basic (649 рублей), Standard (800 рублей) и Premium (950 рублей), но не все фильмы для российского пользователя доступны из базы компании. Если же что-то заблокировано, то зрители могут поискать на других платформах:
- «Амедиатика» – 365 картин и 139 сериалов за 500 рублей в месяц;
- Ayyo – более 1800 фильмов без модели поиска, а оплата начисляется за каждый фильм – минимум 20 рублей;
- Ivi+ – российский кинотеатр с подпиской в месяц за 399 рублей;
- Megogo – более 77 тыс. продуктов из разных категорий за 300 рублей в месяц.
Согласно рейтингу Siegel+Gale, это самый понятный бренд в мире, и разумеется, что во многом его положение дел в киноиндустрии и потоковом видео во многом похоже на доминирование биткоина, о котором я предметно рассказывала на www.gq-blog.ru и приводила формулы расчета этого показателя.
Название сервиса довольно просто расшифруется: InterNET (интернет) + Flicks, Flix (кино), что целиком и полностью описывает концепцию компании. К слову, один из основателей Марк Рэндольф хотел назвать проект совершенно иначе и более сокращенно – Kibble.
Каждому желаю исключительно подходящего выбора фильма для просмотра в библиотеке по приемлемому тарифу, а самой компании – успеха и процветания.