Маркетолог - это человек в онлайн или оффлайн бизнесе, который изучает рынок и определяет его текущее настроение и потребности. В круг его обязанностей входит составление, координация и решение рекламной стратегии для продвижения товара или услуги. Представьте ситуацию: вы маркетолог интернет-магазина, и команда решила поменять дизайн спустя 3 года работы. На следующий день количество заказов из стабильных 100 за сутки упало до 40.
Профессиональный маркетолог оценит ситуацию, и поймет, что из этих 40-ка больше 80% сделали заказ на крупную сумму, и в среднем чек увеличился. Если же анализ покупательской способности показал падение спроса, то, как вариант, сможете предложить руководству не только подождать, чтобы клиент привык к изменениям, но и запустить активную рекламную кампанию на ТБ, в социальных сетях. Но это далеко не все функциональные обязанности специалиста.
Оглавление:
2. Задачи современного маркетолога
3. Сколько зарабатывает маркетолог
Чем занимается маркетолог
Успешный и эффективный маркетолог - это человек, который нужен различному виду бизнеса, и кто, как не он, должен понять и внедрить схему продвижения товара; детально разбираясь чем занимается, стоит выделить несколько крайне важных направлений:
- работа над рекламной кампанией - тексты объявлений, слоганы, стартовый текст приветствие для мессенджеров;
- публикации в СМИ, на различных порталах и собственно на сайте самой компании;
- онлайн и оффлайн-реклама;
- анализ спроса и потребления.
Часто говорят о том, что в список задач входит и вирусная реклама, глядя на которую человеку захочется купить то или другое, но при этом он даже не будет понимать, что основной посыл именно в этом - мотивации заказа. С учетом того, что профессия частично творческая и частично нет, такой специалист должен эффективно работать над систематизацией данных, составлять отчеты об эффективности того или иного направления в развитии.
Работа с цифрами также важна, когда думаете над тем, как открыть свой интернет магазин, где взять инвестиции и каким образом получить стабильные лиды. Для этого рекомендуется подключать в качестве рабочих инструментов Яндекс. Метрику и Google Analytics. На тематической странице в Википедии уточняется, что маркетолог занимается организационной деятельностью, социальным процессом, который направлен на удовлетворение потребностей человека и изучения философии рынка.
Задачи современного маркетолога
Надежный и успешный маркетолог - это человек, который может привлечь покупателей, и когда только думаете, чтобы получить профессиональные навыки работы в этой среде, что это за профессия, стоит запомнить 2 основных цели в деятельности:
- Дать информацию клиенту о преимуществах товара.
- Мотивировать человека сделать заказа именно в вашей компании.
Особенно важно не просто привлечь впервые клиента, но и заставить его оставаться с компанией долгое время. А как это он будет делать - секрет профессионального подхода.
Привлечение клиента
Как и Джек Ма, который работал переводчиком 20 лет назад, так и маркетолог в своей работе должны максимально привлечь целевую аудиторию, дав ей то, что нужно. Для этого принимаются во внимание принципиальные факторы и характеристики портрета потенциального клиента:
- возраст;
- пол;
- социальный статус;
- финансовое положение;
- место жительство;
- потребности проблемы.
В зависимости от показателей категорий, формируется точная стратегия.
Обслуживание клиента
Мало просто привлечь клиента, как отмечают лучшие маркетологи мира, необходимо дать такой сервис, который заставит его оставаться с вами на различных этапах. Поскольку маркетолог формально не занимается реализацией услуги, он все равно должен играть одну из главенствующих скрипок в выполнении планов продаж. В этом случае обязанности маркетолога выглядят следующим образом:
- Постоянная нужная, а главное, ненавязчивая реклама.
- Сообщение об акциях, бонусах, новых товарах и возможностях.
- Персональная мотивация оформить заказ.
Удержание клиента
В эту профессиональную сферу входит множество задач, но главное понять: почему клиент с вами до сих пор и определить, исключить факторы, согласно которым он может уйти от вас. Специально для этого специалист должен:
- прослушивать звонки, особенно, если в компании есть колл-центр и клиент обращается к нему со своими проблемами;
- составлять анкеты и проводить опросы на предмет качества обслуживания, выявления слабых мест в общении с клиентом или качестве товара;
- предлагать ему выгодные условия сотрудничества - персональные скидки, акции;
- периодически быть тайным покупателем.
Сколько зарабатывает маркетолог
Этот вопрос, равным счетом, как и сколько зарабатывает дизайнер, зависит от многих факторов, да и точной, а главное правдивой суммы вам не скажет ни один специалист, ссылаясь на личную тайну. В среднем, как в мегаполисе, так и в других городах, маркетолог, получает ставку и плюс проценты за успешно выполненный план. На итоговую зарплату влияют такие факторы:
- Компания, ее статус, направление, позиция на рынке.
- Количество сотрудников в штате.
- Способ работы: онлайн или офлайн.
- Функциональные обязанности: разработка кампаний, составление портрета клиента, внедрение новых разработок, оценка качества продаж.
- Анализ рынка и позиции конкурентов.
Таким образом, если маркетолог еще и аналитик, то уровень его зарплаты в регионах может достигать 50-70 тысяч рублей, а вот зарплата в Москве на 10-15 тысяч может быть выше. На сайтах по поиску работы некоторые предложения так и манят окладом в 120-150 тысяч рублей, и это далеко не в ТОПовых компаниях. Но при этом есть и плохая новость - на вас постоянно будут давить за невыполнение планов, и иногда фактические деньги, которые заработаете, будут отличаться от тех, что указаны в вакансии.
Где пройти обучение по профессии
Главный вопрос абитуриентов и людей, которые хотят принципиально изменить свою сферу работы: стоит ли учиться на маркетолога, насколько это выгодно и нужно. Что я могу сказать? - решать только вам, и сегодня многие ВУЗы страны предлагают получить профильный диплом, обучаясь на очной или заочной форме. Но как показывает практика, ценность знаний за 5 лет обучения может существенно снизится, поэтому я бы рекомендовала курсы или интенсивные программы обучения, в том числе, от опытных специалистов.
Поскольку специализация затрагивает и другие сферы, важно детально изучить, как работает реклама, какой ее вид и форма подойдут для вашей аудитории, предварительно составив ее детальный портрет. Далее необходимо научиться работать с аналитическими онлайн-сервисами, чтобы понять, насколько стратегия правильная, а где она дала сбой.
Еще один аспект, который поможет в получении должности с хорошим окладом - знания и умения таргетолога, ведь реклама и продвижение бренда в социальных сетях, онлайн-реклама сегодня крайне важны и без них развитие бренда фактически невозможно. А для тех читателей, кому интересно, что такое стартап, как запустить собственное дело, материал на www.gq-blog.ru отвечает на популярные вопросы и рассказывает, в чем принципиальная разница между стартапом и бизнесом.
Плюсы и минусы работы
Плюсы профессии видны невооруженным взглядом - это возможность развиваться, работать в лучших компаниях мира, получать высокий доход, пополняя свое резюме новыми знаниями и умениями. Кроме этого, сами маркетологи определяют и другие плюсы специализации:
- Никогда не бывает скучно, ведь работы всегда много и иногда она требует творческого, экстраординарного подхода.
- Возможность проявления себя в контент или ивент-направлении, оффлайн или онлайн-направлении.
- Возможность работать на удаленной основе.
- Воспитание чувства стратегического планирования, ощущения командного духа.
- Ежедневное изучение нового и вероятность стать популярным.
А вот минусы работы, пожалуй, сформирую в виде таблицы.
Основные недостатки работы маркетолога
Минусы профессии | Особенности |
---|---|
Ненормированный рабочий график | Если думаете, что будете работать только в офисе с 9 до 18 и с обеденным перерывом, заблуждаетесь: частые звонки в позднее время, работа в выходные и праздники |
Сильная зависимость оклада от выполнения плана | Вы можете сработать на ура, но при этом нет гарантии, что так сработает вся команда, и как результат, зарплата будет не большая |
Многозадачность и стрессоустойчивость | От специалиста руководство требует полифункциального подхода в работе, знание многих сервисов, психологии, рынка, поведения клиента |
Частая подготовка отчетов | Именно благодаря цифрам сможете проиллюстрировать эффективность или провальность стратегий, показать, как инновации в продвижении сказываются на количестве покупок, среднем чеке |
Как правило, регулярно в офисах проводится совещание с руководством, где нужно предоставить результаты SWOT-анализа, в котором указаны сильные и слабые стороны, угрозы и возможности продукта, QFD - функционального анализа, позволяющего определить технические характеристики товара, который будет пользоваться спросом. Да и без навыков работы с PEST-анализом, в котором описывается внешняя среда, точно не обойтись.
Маркетолог, как специализация, официально вписана в Классификаторы профессий многих стран, и она требует и профессиональных навыков, и навыки работы с программами, и умение находить контакты с различной аудиторией. Говоря проще, вы не станете успешным специалистом, если не будете постоянно учиться, стратегически мыслить наперед, и думать, что ваша работа точно регламентирована по времени. Работать над внедрением инноваций, можно как активно, так и пассивно, но при этом нужно делать все, чтобы товар продавался, а компания развивалась.
По доброй традиции всем начинающим маркетологам успеха, а тем, кто уже ощутил прелести работы, стабильной работы и интересных заказов.