Сколько зарабатывают авиакомпании и на что тратят деньги

Дата: 19.02.2020
22006

Сколько зарабатывают авиакомпании

Самолеты - это не только красиво, а капитаны и стюардессы в форме - почетно, это огромный бизнес, который, если не был бы выгодным, никого не интересовал бы вовсе. Даже несмотря на то, что в мире наблюдается плавный, но уверенный рос цены на авиакеросин, каждую минуту, а то и чаще, новый борт поднимается в небо, перевозя людей и грузы.

Поговорю о том, сколько зарабатывают авиакомпании, что является их основными источниками доходов и расходов. Поскольку многие партнеры часто меня спрашивают: насколько безопасно покупать билеты у лоукостеров и нет ли вероятности, что они просто не доживут до даты вылета, - расскажу о том, почему эти дискаунтеры могут предлагать нам перелет по 15 евро, когда компании, обслуживающие регулярные рейсы, в 2, а то и 3 раза дороже. Ближе к тому, как формируется суммарный доход.

Дополнительные, официальные доходы авиакомпаний, составляют продажи питания на борту, продукции из магазинов Duty Free, реализация улучшенных комфортных мест, багаж, возможности приоритетной регистрации и посадки. Европейские авикомпании именно так по результатам 2015 года получили 1/3 часть всей прибыли.

Багаж

 
Украинская компания Sky up отправила борт из Борисполя для эвакуации жителей из Уханя. На борту вместе с украинцами будут 25 иностранцев, за перевозку которых заплатят их страны.

Для того чтобы получить цифру, сколько зарабатывают разные авиакомпании в год, недостаточно умножить чистую прибыль за 1 рейс на все, что выполняются на протяжении 365 дней. Довольно большую часть прибыли забирает налогообложение, а также средства, которые тратятся на расширение воздушного флота. Какие же компании могут похвалиться тем, что сумели наладить полетные программы и маршруты так, что это приносит им огромную прибыль?

Предлагаю ТОП-5 самых крупных корпораций с учетом годового оборота:

  1. American Airlines 47 млрд. $
  2. Lufthansa - 44 млрд. $
  3. Aeromexico - 43 млрд. $
  4. Delta Air Lines - 41 млрд. $
  5. Emirates Airline - 24,5 млрд. $
  6. Компании из РФ даже не вошли в 20-ку лучших, которую замыкает AlItalia с показателем 6,2 млрд. долларов.

Сколько получает компания за 1 рейс?

Всегда интересно узнать, сколько зарабатывают российские или международные авиакомпании с одного рейса. Я вас удивлю, если скажу, что это не столь феноменальные суммы, поскольку львиную долю тянут расходы, которых, к слову не мало. Таким образом, окупаемость запуска авиакомпании может достигать до 3-х лет. Потенциальный доход зависит от многих факторов, но, прежде всего, от дальности расстояния, необходимой дополнительной посадки и используемой марки борта. Предлагаю ознакомиться со средним процентом прибыли от одного рейса с учетом принципиальных аспектов. Для таблицы брала средние показатели от агентства IATA. Разумеется, что точный доход ни одна компания официально не сделает публичной.

Доход авиакомпании в зависимости от типа рейса

Тип рейса Особенность Доход от суммы всех билетов
Дальномагистральный внутренний С дозаправкой / Без До 3,5% / До 4,5%
Дальномагистральный международный С дозаправкой / Без До 3,2% / До 4,7%
Среднемагистральный внутренний С дозаправкой / Без До 3,1% / До 4,2%
Среднемагистральный международный С дозаправкой / Без До 3,0% / До 3,9%
Короткомагистральный внутренний С дозаправкой / Без До 1,8% / До 2,6%
Короткомагистральный международный С дозаправкой / Без До 1% / До 2,7%

Как видим, самое выгодное направление - международные дальномагистральные рейсы без дозаправки, а среднемагистральные внутренние и международные рейсы примерно идентичны по получению прибыли.

 
Согласно данным IATA, средняя мировая заполняемость самолетов составляет 70%. Это значит, что цена на билет такая, чтобы только 70% пассажиров «отбили» полет. Остальное - чистый дополнительный доход.

На что тратит авиакомпания средства?

Основной источник трат - топливо. Средняя цена по данным на 2019 год в аэропортах России составляла порядка 47-48 тыс. рублей за тонну. Эта категория расходов составляет 25% от всей прибыли. Умножить сумму за топливо надо на показатель расстояния и добавить определенный запас. Далее необходимо оплатить труд стюардесс, пилотов, сотрудников авиакомпаний, агентов, регистраторов. На это идет около 23% от всей выручки. Следующий вопрос: сколько платят авиакомпании аэропортам за обслуживание рейса, инфраструктуру, ночевку, заправку. Сюда стоит включить навигацию и диспетчерское обслуживание, которое обходится в 14-15% от всего дохода.

Заправка самолета

Для осмотра и проверки воздушных суден привлекаются независимые эксперты. Стоимость их услуги варьируется в диапазоне 15-20%. Около 8-9% составляют другие расходы: реклама, ведение фирменных СМИ. Обязательно в список растрат включается и оплата государству, над территорией которого пролетает борт. Интересно, сколько платят авиакомпании за пролет над территорией России? Поскольку РФ не является IASTA и соответственно не придерживается правил «воздушных свобод», то она берет до 75 долларов за 100 км пути в зависимости от полетной массы. Наибольший доход «приносит» Сибирь, над которой пролетают рейсы из Америки в Азию.

Когда доходы падают?

Бывают ситуации, когда суммарные доходы авиакомпаний не просто падают, а показывают катастрофическое снижение курса. Как привило, акции на биржах теряют в цене после таких ситуаций:

  • падание борта авиакомпании, тяжелой посадки;
  • проведение обысков в офисах правоохранительными структурами;
  • закрытие полетных программ;
  • выход из определенных аэропортов.

Негативно может отреагировать котировка цены, когда происходит какой-то информационный прецедент, связанный с бортом или владельцем авиакомпании. Например, в конце 2019 года компания «Аэрофлот» плохо обошлась с перевозимыми котами, и как следствие, один из них умер. Акции упали за сутки практически на 7%.

На чем зарабатывают лоукостеры?

Для того чтобы подсчитать, сколько зарабатывают бюджетные авиакомпании в месяц, стоит узнать, как формируется их доход с одного рейса и умножить на количество перелетов в течение этого периода. Лоукостеры предлагают клиентам перелеты по цене ниже, чем средняя на рынке, и вполне логично подумать: насколько выгодно им работать.

Лоукостер

 
Пару лет назад ТОПовые лоукостеры, как Ryanair, формировали цены по 10, 5 и даже 1 евро в одну сторону. Сегодня «щедрость более скромная - от 10-15 евро.

Предлагать низкую цену на билеты компании начинают за полгода до даты ближайшего вылета. А столь приемлемую цену удается достигнуть благодаря выполнению таких условий:

  1. Использование самолетов с большой вместительностью без учета комфорта пассажиров.
  2. Снижение оплаты аэропортного сбора, поскольку лоукостеры базируются, как правило, в отдаленных аэропортах от городов или обслуживаются на площадках, которые «отошли от дел» после открытия более масштабных (например, Wizz Air обслуживается в Жулянах, а остальные авиакомпании в Борисполе (Киев)).
  3. Сокращение расходов на обслуживание инфраструктуры. Например, в Куала-Лумпур в хабе авиакомпании Air Asia пассажиры идут с посадочной полосы в терминал пешком без автобусов.
  4. Высокие тарифы на провоз багажа для пассажиров.
  5. Выбор времени и чистоты рейсов так, чтобы самолет «ночевал» в небе.

Как сэкономить на перелетах?

Если хотите сэкономить на перелете, тогда по своему опыту предлагаю покупать билеты максимально удаленно от даты вылета. Пользоваться лоукостерами довольно просто и сегодня уже перестали считать их чем-то опасным. Если часто летаете, станьте участниками клубов лояльности. Старайтесь не брать в дорогу огромный багаж, иногда его провоз дороже, чем непосредственно билет.

Экономить на билетах

 
Если планируется длительный перелет, просчитайте наперед прямой тур или с пересадками. Как правило, второй вариант намного дешевле.

А если вас интересует, сколько зарабатывают президенты разных стран и что является их источником дохода, тогда читайте об этом на онлайн-страницах www.gq-blog.ru. Хочу сказать несколько слов о том, какие актуальные доходы авиакомпаний России. Сразу отмечу, что сначала прошлого года для большинства из них были кризисными - они не то, что не заработали, но существенно потеряли. Совокупный убыток с января по март всех авиакомпаний РФ составил более 45,3 млрд. рублей. Остается только добавить, как говорят буддисты «Белого полета». И пусть количество взлетов всегда равняется количеству мягких посадок.

Добавить свой комментарий
Evilwin (15.06.2021 в 17:12)
Хороший материал, а главное, такой, что всем захочется сейчас куда-то срочно полететь. Что ж, пошел искать билеты по 10 евро, как найду, расскажу детали и маршрут.
Saizan (27.10.2020 в 19:51)
Даже не представлял, сколько и на что идет по расходам. Было интересно узнать.
Cordafyn (13.09.2020 в 14:53)
Я бы еще добавил, что выигрывает тот, кто нашел выход на производителей Бортов, тот же Боинг, хотя в последнее время к нему много вопросов. Мне очень нравится в Сингапуре и Дубаи, не аэропорты, а отдельные государства с огромными оборотами, настолько отточенной работой всего и всех.
KpictuInvest (03.07.2020 в 21:58)
В список случаев, когда доходы падают в 2020г. можно добавить "когда в мире идет эпидемия короновируса"
Ironstalker (29.06.2020 в 23:06)
Чартеры всех компаний, как правило, ведут себя сильно нахально: когда хочу, тогда лечу, цен ломят огромные – зато типа дискаунтеры обслуживают.
Dalardin (29.06.2020 в 19:02)
Точно подмечен, что если какая-то критическая ситуация, то акции не то что падают, а обваливаются резко. Вот вам последний случай с Пегасус в Стамбуле.
Fegis (23.05.2020 в 17:02)
Думаю, что самолеты – это будущее, поэтому появляются новые аэропорты, развивается инфраструктура. А за то, что есть лоукостеры – это конечно отдельное спасибо их собственникам.
Samunris (14.05.2020 в 20:51)
А какой сейчас убыток российских авиакомпаний? Интересно сравнить их с европейскими, американскими корпорациями.
Akizahn (30.04.2020 в 20:13)
Спасибо огромное за статью, было интересно узнать многие нюансы бортовой финансовой кухни. А сколько получают стюардессы и сами капитаны? – Думаю, не мало.
Kirimeena (24.04.2020 в 23:49)
немного больше 1% за рейс? – Вот это меня удивили, цифра дня, я бы сказала.
Bloodskin (24.04.2020 в 15:45)
Понял одно: российские авиакомпании привыкли жить на дотациях государства. когда мировые и сильные привыкли любыми способами привлекать пассажира, а значит, свои деньги. В целом, согласен, порой хочется большего сервиса за большие деньги.
Rex (28.03.2020 в 18:20)
47 млрд долларов, ничего себе! Я конечно знал что это прибыльно, но это очень большая цифра.
Nightbeard (10.03.2020 в 14:27)
Каждый раз, когда покупаешь билет хочет сэкономить, но когда заходишь в салон, а там некуда поставить ноги – сильно и сильно расстраиваешься.
Rex (29.03.2020 в 23:38)
Nightbeard, да, потому, иногда кажется что все на чем экономишь выходит потом боком!
Елена (03.03.2020 в 06:20)
Получается, что доходы авиакомпаний не такие уж и большие. Но странно, зачем им работать в убыток?
Светлана (28.02.2020 в 19:33)
Доходы авиакомпаний зависят даже от перевозимых котов?! Так пусть не перевозят тогда. Запретят их перевозить, и дело в концом.
Rex (29.03.2020 в 23:33)
Светлана , сомневаюсь что они смогут запретить перевоз котиков, ведь есть люди которые жить не могут без своих питомцев. Будут сильные возмущения
Zulkilkis (26.02.2020 в 16:41)
Как видим, в рейтинг самых успешных финансово компаний не входят лоукосты, которые иногда думаешь, что они не людей везут, а картошку.
Rex (28.03.2020 в 18:21)
Zulkilkis, ну естественно, от уровня качества все зависит зачастую.
Владимир Холодков (26.02.2020 в 07:11)
И вот участников в рейтинге мировых авиакомпаний оказалось более 300 компаний, очень даже неплохая конкуренция будет.
Владимир Холодков (26.02.2020 в 07:09)
Просматривал рейтинг мировой авиакомпаний и что Вы думаете российских там нет к сожалению. Есть награды в определённых номинациях Аэрофлота. А так в рейтинге 2 Китайские компании, Германия, Япония, Катар, Сингапур и др. Вот конечно и капитализация думаю соответствующая получается у компании.
Анатолий (26.02.2020 в 06:14)
Статья интересная про доходы авиакомпаний. Затрат конечно много, но мне не понятно почему у нас билеты дороже чем у них.
Дима (23.02.2020 в 02:24)
Бизнес непростой, риски велики, но если все идет нормально, то доходы авиакомпаний могут быть очень велики.
Asmadai (23.02.2020 в 23:20)
Дима, да нормально они зарабатывают, не с проста там конкуренция такая, даже если рейсы есть в минус, по итогу они в большом плюсе
Aleksfx (25.02.2020 в 07:14)
Asmadai, Согласен про заработки)) ЗП у них очень шикарная))&# 41; хайпы отдыхают) Даже не смотря что есть рейсы в минус
Владимир Холодков (23.02.2020 в 18:43)
Дима, Да это так.но в этом бизнесе есть много своих особенностей, поэтому компаний с громкими именами не так и много получается.
Владимир Холодков (21.02.2020 в 10:50)
Составляющая расходов конечно впечатляет, видимо по другому никак.
Moogukus (21.02.2020 в 01:02)
Хорошо, что представили много цифровых данных. Подобные статьи всегда хорошо воспринимаются, когда можно представить, о чем говорите. Не знал, что треть дохода – это все, что не связано с полетом. Вот, что значит, отличный маркетинг.
Rex (29.03.2020 в 23:29)
Moogukus,   ;про то что треть дохода не связано с полетом, меня тоже очень удивило!
Владимир Холодков (23.02.2020 в 20:04)
Moogukus, Статистика вещь такая.Затратная часть действительно очень обширная статья в компаниях.
Asmadai (21.02.2020 в 09:21)
Moogukus, очень хорошо, что цифры показали, а не просто слова, так более понятно всё становится. А я не знал, что у авиакомпаний такие затраты
Aleksfx (25.02.2020 в 07:15)
Asmadai, думал все дешево и сердито?) там топливо не из дешевых) да и еще много всего
Aleksfx (20.02.2020 в 20:48)
Спасибо за статью) если честно удивили) не ожидал такое прочитать))
Asmadai (21.02.2020 в 09:23)
Aleksfx, Почему? скоро лето, отдых) очень интересно было прочитать такую статью, узнать про лоукостеры и т.д.
Владимир Холодков (21.02.2020 в 10:51)
Asmadai, С другой стороны разные направления и взгляд со стороны тоже как бы интересный будет.
Strolller (20.02.2020 в 10:05)
47 миллиардов оборот у топа, а я думал гораздо больше
Asmadai (19.02.2020 в 21:35)
Спасибо, интересная статья, не знал что 70 процентов пассажиров на борту только отбивают полёт. Это конечно очень дорого для компании
Aleksfx (20.02.2020 в 20:53)
Asmadai, Бывают перелеты в минус, когда невыгодно перевозить пассажиров, и компания все равно идет на этот минус и работает в убыток, но опять же это если верить новостям
Asmadai (21.02.2020 в 09:24)
Aleksfx, ну конечно будет работать, это ведь репутация компании, если дать слабину то люди к тебе не пойдут
Иван (19.02.2020 в 19:11)
Думаю, что доходы авиакомпаний несколько выше чем они обычно показывают &nbs p;в отчетности, иначе на этом рынке не было бы такой конкуренции.
Aleksfx (20.02.2020 в 20:52)
Иван, много где говорят что авиалинии столько и зарабатывают, даже начинают жаловаться что перелеты не окупаются, так что может и правда
Asmadai (21.02.2020 в 09:48)
Aleksfx, тоже слышал про такое, но как видишь они не только на перелётах зарабатывают
AlexFanat (20.02.2020 в 03:37)
Иван, я думаю в современном мире всё можно проверить и перепроверить при желании. Хотя и про скрытность согласен, ведь почти любой бизнес занимается этим делом.
Strolller (20.02.2020 в 10:06)
AlexFanat, никому не нужно вас проверять, хотя с такими суммами может кто то и захочет проверить, но ещё не факт что найдут
Asmadai (19.02.2020 в 21:36)
Иван, всё возможно, все скрывают свои доходы и авиакомпании не исключение)
AlexFanat (19.02.2020 в 18:52)
Отличная статья, спасибо. Да и профессия лётчиков всегда будет в топах по заработным платам.
Rex (29.03.2020 в 23:30)
AlexFanat, ну я думаю что каждая такая работа, с такой ответственностью и риском должна высоко оплачиваться
Владимир Холодков (20.02.2020 в 20:29)
AlexFanat, Профессия достойная и оплата соответствующая.Российские пилоты очень востребованы в мире.
Asmadai (21.02.2020 в 09:51)
Владимир Холодков, но и устроится работать пилотом не просто, к тому же комиссии по здоровью у них жесткие и проходятся ежегодно
Asmadai (19.02.2020 в 21:37)
AlexFanat, мне кажется это крутая работа, хоть и ответственности куча, но каждый раз видишь красивейшее небо и ещё и получаешь хорошо
Aleksfx (20.02.2020 в 20:51)
Asmadai, Ну пилот же летает не один)) есть помощник)) а ЗП да, очень хорошие у них))
Asmadai (21.02.2020 в 09:50)
Aleksfx, есть второй пилот, к тому же все полеты ставятся на автопилот, сам пилот только на взлете и при посадке берет управление ну и в особых случаях
Strolller (20.02.2020 в 10:07)
Asmadai, и в тоже время постоянно находишься в пути, никакой семейной жизни, много ответственности за всё
Aleksfx (20.02.2020 в 20:51)
Strolller, это самый главный минус, с семьей не так часто будешь видеться
Asmadai (21.02.2020 в 09:49)
Aleksfx, для кого то это наоборот плюс))) улетел с дома и нормально, и к тому же по уважительной причине))
Юра (19.02.2020 в 18:48)
Я обожаю летать, меня небо так и манит, и такая статья была бы ваще кстати, если читать ее в аэропорту
Aleksfx (20.02.2020 в 20:49)
Юра, Мне кажется все любят летать)) хорошее ощущение) летал не так много раз но всегда с восторгом))
Asmadai (21.02.2020 в 09:52)
Aleksfx, это завораживает, убирает все мысли с головы и просто наслаждаешься красотой)
AlexFanat (20.02.2020 в 03:33)
Юра, ну да, статья прям расставляет все точки над и, особенно в плане экономии на перелётах с одной точки в другую.
Strolller (20.02.2020 в 10:08)
AlexFanat, лоукостами никогда не пользовался, как то страшно было, но после прочтения статьи я поменял своё мнение
Asmadai (19.02.2020 в 21:38)
Юра, это да) если один раз побывал в небе, оно будет тянуть к себе всю жизнь) особенно если прыгал с парашютом, постоянно хочется вернуться
Aleksfx (20.02.2020 в 20:50)
Asmadai, С парашютом это немного другое)) тоже хочу прыгнуть)) но пока страшно)
Asmadai (21.02.2020 в 09:52)
Aleksfx, у меня 200+ прыжков, занимался раньше парашютным спортом) и это ещё круче, чем просто летать на самолете, небо прям так и манит)