Самолеты - это не только красиво, а капитаны и стюардессы в форме - почетно, это огромный бизнес, который, если не был бы выгодным, никого не интересовал бы вовсе. Даже несмотря на то, что в мире наблюдается плавный, но уверенный рос цены на авиакеросин, каждую минуту, а то и чаще, новый борт поднимается в небо, перевозя людей и грузы.
Поговорю о том, сколько зарабатывают авиакомпании, что является их основными источниками доходов и расходов. Поскольку многие партнеры часто меня спрашивают: насколько безопасно покупать билеты у лоукостеров и нет ли вероятности, что они просто не доживут до даты вылета, - расскажу о том, почему эти дискаунтеры могут предлагать нам перелет по 15 евро, когда компании, обслуживающие регулярные рейсы, в 2, а то и 3 раза дороже. Ближе к тому, как формируется суммарный доход.
Дополнительные, официальные доходы авиакомпаний, составляют продажи питания на борту, продукции из магазинов Duty Free, реализация улучшенных комфортных мест, багаж, возможности приоритетной регистрации и посадки. Европейские авикомпании именно так по результатам 2015 года получили 1/3 часть всей прибыли.
Для того чтобы получить цифру, сколько зарабатывают разные авиакомпании в год, недостаточно умножить чистую прибыль за 1 рейс на все, что выполняются на протяжении 365 дней. Довольно большую часть прибыли забирает налогообложение, а также средства, которые тратятся на расширение воздушного флота. Какие же компании могут похвалиться тем, что сумели наладить полетные программы и маршруты так, что это приносит им огромную прибыль?
Предлагаю ТОП-5 самых крупных корпораций с учетом годового оборота:
- American Airlines 47 млрд. $
- Lufthansa - 44 млрд. $
- Aeromexico - 43 млрд. $
- Delta Air Lines - 41 млрд. $
- Emirates Airline - 24,5 млрд. $
- Компании из РФ даже не вошли в 20-ку лучших, которую замыкает AlItalia с показателем 6,2 млрд. долларов.
Сколько получает компания за 1 рейс?
Всегда интересно узнать, сколько зарабатывают российские или международные авиакомпании с одного рейса. Я вас удивлю, если скажу, что это не столь феноменальные суммы, поскольку львиную долю тянут расходы, которых, к слову не мало. Таким образом, окупаемость запуска авиакомпании может достигать до 3-х лет. Потенциальный доход зависит от многих факторов, но, прежде всего, от дальности расстояния, необходимой дополнительной посадки и используемой марки борта. Предлагаю ознакомиться со средним процентом прибыли от одного рейса с учетом принципиальных аспектов. Для таблицы брала средние показатели от агентства IATA. Разумеется, что точный доход ни одна компания официально не сделает публичной.
Доход авиакомпании в зависимости от типа рейса
Тип рейса | Особенность | Доход от суммы всех билетов |
---|---|---|
Дальномагистральный внутренний | С дозаправкой / Без | До 3,5% / До 4,5% |
Дальномагистральный международный | С дозаправкой / Без | До 3,2% / До 4,7% |
Среднемагистральный внутренний | С дозаправкой / Без | До 3,1% / До 4,2% |
Среднемагистральный международный | С дозаправкой / Без | До 3,0% / До 3,9% |
Короткомагистральный внутренний | С дозаправкой / Без | До 1,8% / До 2,6% |
Короткомагистральный международный | С дозаправкой / Без | До 1% / До 2,7% |
Как видим, самое выгодное направление - международные дальномагистральные рейсы без дозаправки, а среднемагистральные внутренние и международные рейсы примерно идентичны по получению прибыли.
На что тратит авиакомпания средства?
Основной источник трат - топливо. Средняя цена по данным на 2019 год в аэропортах России составляла порядка 47-48 тыс. рублей за тонну. Эта категория расходов составляет 25% от всей прибыли. Умножить сумму за топливо надо на показатель расстояния и добавить определенный запас. Далее необходимо оплатить труд стюардесс, пилотов, сотрудников авиакомпаний, агентов, регистраторов. На это идет около 23% от всей выручки. Следующий вопрос: сколько платят авиакомпании аэропортам за обслуживание рейса, инфраструктуру, ночевку, заправку. Сюда стоит включить навигацию и диспетчерское обслуживание, которое обходится в 14-15% от всего дохода.
Для осмотра и проверки воздушных суден привлекаются независимые эксперты. Стоимость их услуги варьируется в диапазоне 15-20%. Около 8-9% составляют другие расходы: реклама, ведение фирменных СМИ. Обязательно в список растрат включается и оплата государству, над территорией которого пролетает борт. Интересно, сколько платят авиакомпании за пролет над территорией России? Поскольку РФ не является IASTA и соответственно не придерживается правил «воздушных свобод», то она берет до 75 долларов за 100 км пути в зависимости от полетной массы. Наибольший доход «приносит» Сибирь, над которой пролетают рейсы из Америки в Азию.
Когда доходы падают?
Бывают ситуации, когда суммарные доходы авиакомпаний не просто падают, а показывают катастрофическое снижение курса. Как привило, акции на биржах теряют в цене после таких ситуаций:
- падание борта авиакомпании, тяжелой посадки;
- проведение обысков в офисах правоохранительными структурами;
- закрытие полетных программ;
- выход из определенных аэропортов.
Негативно может отреагировать котировка цены, когда происходит какой-то информационный прецедент, связанный с бортом или владельцем авиакомпании. Например, в конце 2019 года компания «Аэрофлот» плохо обошлась с перевозимыми котами, и как следствие, один из них умер. Акции упали за сутки практически на 7%.
На чем зарабатывают лоукостеры?
Для того чтобы подсчитать, сколько зарабатывают бюджетные авиакомпании в месяц, стоит узнать, как формируется их доход с одного рейса и умножить на количество перелетов в течение этого периода. Лоукостеры предлагают клиентам перелеты по цене ниже, чем средняя на рынке, и вполне логично подумать: насколько выгодно им работать.
Предлагать низкую цену на билеты компании начинают за полгода до даты ближайшего вылета. А столь приемлемую цену удается достигнуть благодаря выполнению таких условий:
- Использование самолетов с большой вместительностью без учета комфорта пассажиров.
- Снижение оплаты аэропортного сбора, поскольку лоукостеры базируются, как правило, в отдаленных аэропортах от городов или обслуживаются на площадках, которые «отошли от дел» после открытия более масштабных (например, Wizz Air обслуживается в Жулянах, а остальные авиакомпании в Борисполе (Киев)).
- Сокращение расходов на обслуживание инфраструктуры. Например, в Куала-Лумпур в хабе авиакомпании Air Asia пассажиры идут с посадочной полосы в терминал пешком без автобусов.
- Высокие тарифы на провоз багажа для пассажиров.
- Выбор времени и чистоты рейсов так, чтобы самолет «ночевал» в небе.
Как сэкономить на перелетах?
Если хотите сэкономить на перелете, тогда по своему опыту предлагаю покупать билеты максимально удаленно от даты вылета. Пользоваться лоукостерами довольно просто и сегодня уже перестали считать их чем-то опасным. Если часто летаете, станьте участниками клубов лояльности. Старайтесь не брать в дорогу огромный багаж, иногда его провоз дороже, чем непосредственно билет.
А если вас интересует, сколько зарабатывают президенты разных стран и что является их источником дохода, тогда читайте об этом на онлайн-страницах www.gq-blog.ru. Хочу сказать несколько слов о том, какие актуальные доходы авиакомпаний России. Сразу отмечу, что сначала прошлого года для большинства из них были кризисными - они не то, что не заработали, но существенно потеряли. Совокупный убыток с января по март всех авиакомпаний РФ составил более 45,3 млрд. рублей. Остается только добавить, как говорят буддисты «Белого полета». И пусть количество взлетов всегда равняется количеству мягких посадок.