Бизнес-кейс - метод конкретной ситуации, позволяющий использовать в процессе обучения реальные примеры и проецировать их на будущее развитие. Часто используют словосочетание бизнес-кейс проекта, который включает конкретно очерченную проблему и пути выхода из нее. Наибольшей эффективности приобретает в паре с составленной сметой и календарным планом.
Подобный образовательный метод уже более 60 лет используется в Гарвардской бизнес школе. Практически 90% времени обучения посвящены именно тому, что студенты решают интересные задачи, большинство которых взяты из реальной жизни. За годы обучения они проходят 500 кейсов и получают ценные навыки. В чем же практическая направленность продукта?
Оглавление:
1. Бизнес кейсы - что это простыми словами
2. В чем отличие бизнес кейсов от обычных отзывов и портфолио
3. Правильный алгоритм написания кейсов
Бизнес кейсы - что это простыми словами
Говоря о том, что такое «бизнес-кейс», для чего он нужен и как его решать, стоит обратить внимание на то, что в прямом переводе слово означает «ситуация», «проблема» и предусматривает пути ее решения. Подобная маркетинговая стратегия находит место, когда нужно продумать, как будет развиваться малый или средний бизнес, или написать пути выхода из кризиса крупного предприятия.
Иногда важен не только сам кейс, но то, как его решают в команде или какой предлагается нетипичный сценарий выхода из кризиса. Для того чтобы его сформировать, проводятся социологические исследования, составляются графики, диаграммы, детально изучается портрет потребителя, потребности целевой аудитории, финансовые показатели развития. Проще говоря: это детально описанная ситуация с проблемным характером: например, у салона красоты эконом-уровня упали продажи, или центр детского творчества работает над расширением аудитории до 2-х лет.
В чем отличие бизнес кейсов от обычных отзывов и портфолио
Если портфолио и отзывы предусматривают скорее рекомендательный и субъективный характер, но бизнес-кейс более экспертный, аналитический. Составлять его для заказчика может опытный маркетолог, менеджер или даже кризис-менеджер, пройдя такие этапы:
- изучение проблемы;
- сбор дополнительных данных;
- составление и рассмотрение вариантов выхода из кризиса;
- выбор наиболее подходящего решения.
В отзывах же просто указывается определенная проблема, с которой столкнулся клиент; портфолио же более размыто и часто профессионально ориентировано. При этом в портфолио может быть включено множество кейсов, например, ваши текстовые материалы по типу того, какие самые дорогие часы в мире и как за месяц раскрутили аккаунт в Инстаграм до 10 тысяч подписчиков.
Правильный алгоритм написания кейсов
Для начала принципиально важно детально изучить ситуацию и понять ее причины. Мало просто посмотреть на падение продаж в кофейне или увидеть падающую кривую количества продаж в интернет-магазине аксессуаров, нужно разобраться, что именно стало причиной:
- отсутствие грамотной и регулярной рекламной стратегии;
- повышение цен;
- скудный ассортимент;
- активизация позиции конкурентов.
Далее предлагается конкретное решение, но иногда может запускаться пилотный проект. Фактически, это «тренировка», которая имитирует реальную ситуацию, но в уменьшенном виде. Когда все завершено, получены результаты, просчитаны KPI, оформленное решение автор стратегии может предлагать другим участникам рынка и внедрять его полноценно на базе компании.
Выбор кандидата
Маркетинговая модель бизнеса предусматривает то, что возьмете на работу человека, за плечами которого есть успешно реализованные кейсы или же составите описание задачи (проблемной ситуации) и предложите ее для решения соискателям. Именно последнее направление часто имеется в виду, когда задается вопрос, что такое кейс в бизнесе и в чем его функциональное предназначение.
Связь с участниками кейса
Сложный или упрощенный управленческий кейс должен включать обязательную коммуникацию с участниками. Дело в том, что план не является строгим и с учетом того, как реагирует на изменения рынок, он также может меняться, дополняться. Заказчик должен постоянно держать контакт с исполнителями: маркетологом, «продажником», SMM-менеджером, копирайтером, администратором аккаунтов, многие из которых работают на удаленной основе и даже могли найти предложение о работе через уникальный ресурс Яндекс Pro с удобным интерфейсом. Если над реализацией работают несколько участников, - диалог между ними обязателен.
План действий для работы
Без этого любая стратегия не может быть успешной. Представим пример с наглядным описанием, что такое бизнес кейс. У вас есть интернет-магазин детских вещей, но он никак не представлен в социальных сетях. Потенциальный сотрудник, как правило, изучает положение сайта, позицию конкурентов, и предлагает такое решение:
- создание аккаунтов в тех сетях, где это наиболее выгодно;
- продвижение страниц (указание конкретного количества новых целевых клиентов);
- проведение конкурсов, акций, распродаж для привлечения аудитории.
В план обязательно вносятся «контрольные точки» - периоды, когда снимаются ключевые показатели развития.
Решение кейса
Когда говорим о том, что такое бизнес кейс стратегического направления, в управлении проектами, то подразумеваем одинаковый сценарий его решения. Прежде всего, необходимо определить задачу, изучить ее природу и выбрать эффективные (безопасные) методы решения. Не забудьте уточнить сроки и какие именно ресурсы с инструментами для этого понадобятся. Показательно, если внесете дополнительные нюансы, что могут возникнуть в период решения, в том числе, и ранее незапланированные расходы.
В конечном итоге успешно решенный «пакет», позволяет улучшить финансовые показатели бизнеса. Когда вы только начинаете изучать, что такое бизнес кейс, как определить проблемные моменты и как его делать правильно, то обязательно увидите 3 ключевые задачи, которые несет метод для всех участников:
- практическая направленность - знания, которые действительно ценные;
- развитие soft skills - формирование «мягких навыков», умение работать в команде, приспосабливаться к новым условиям рынка.
Часто в своей работе метод применяет бизнес коуч, чтобы на конкретных примерах научить анализировать, принимать решение и даже рисковать. А какие еще функциональные обязанности этого человека можно узнать из материала на моем www.gq-blog.ru.
Кто использует кейсы в бизнесе и какие цели преследуют
Какие бы виды бизнеса не были для вас приоритетными, как руководитель (менеджер) или полноценный собственник дела без подобного направления не обойтись. Кейсы используют соискатели должности, которые оформляют свою практику в короткие, но информативные блоки. Потенциальный предприниматель из-за недостатка времени «пробегает глазами» информацию, и сразу понимает, насколько уровень компетенции высок и подходит ли ему человек для работы. В самом начале бизнес - молодость со всеми своими нюансами, но от того, как быстро и в полной мере научиться их решать, зависит финансовый успех. Основная задача - развитие, получение прибыли и для этого нужно:
- уметь раскладывать сложные процессы на простые;
- разбираться в понятиях, методиках;
- уметь обосновывать собственное решение;
- научиться работать с данными;
- планировать результаты и собственное время.
Разновидности бизнес-кейсов
Я уже говорила, что такое бизнес кейс, в частности при приеме на работу на постоянной или фриланс-основе. По сути, это портфолио, что состоит из уже реализованных, практичных блоков, которые были реализованы в том или ином бизнесе. Говоря об основных разновидностях, стоит выделить и другие:
- обучающий - используемый в школах, университетах, частной образовательной практике;
- управленческий - набор методик для решения задач, связанных с руководством проекта или компании в целом: принятие на работу, оптимизация расходов, расширение филиальной сетки.
Даже с учетом огромного разнообразия, как правило, выделяют такие 5 крупных категорий кейсов:
- Стратегические направленные на решение регулярных масштабных задач.
- Операционные сосредоточены на внутренних операциях компании, чтобы доходы были выше расходов.
- Кейсы, касающиеся технологий, процессов.
- Финансовые направлены на объективную оценку бухгалтерской ситуации, принятие сбалансированных решений.
- «Реактивные» - принятие быстрых и порой сложных, неожиданных решений.
Для того чтобы точно работать с каждым видом, не обойтись без изучения важных понятий, например, что такое выручка или бизнес-план, налоговая отчетность и привлечение посторонних инвестиций.
Хочу подчеркнуть: бизнес-кейс - уникальная и обучающая, и практическая, и маркетинговая методика, которая направлена на выявление конкретной проблемы и ее решение. Среди дополнительных результатов - получение «мягких навыков», полноценное стратегическое развитие компании. Применяя инструмент для трудоустройства, работодатель видит, как соискатель знает рынок, его профессиональные возможности, навыки. В образовательном процессе инструмент помогает выстроить коммуникацию, из многих хороший идей подобрать одну самую лучшую.
В итоге хочу пожелать всем успешной и интересной работы над бизнес-кейсами, чтобы они не только иллюстрировали ваши умения и позволили получить доход, но и принесли положительные ноты в повседневную жизнь, а компании - стабильную прибыль.