Реальная история компании Wildberries и кто такая Татьяна Бакальчук: миллиарды для леди

Дата: 02.06.2022
2336

Реальная история компании Wildberries

«Как заработать на Wildberries» сегодня один из самых частых запросов в интернете. Неудивительно, маркетплейс входит в ТОП лидеров, регулярно показывает огромную прибыль и, похоже, не собирается останавливаться в развитии.

Сегодня это узнаваемый бренд. Однако не многие знают, как на самом деле начиналась его история, в которой немало интересного.


Красивая сказка о Wildberries

Многие слышали эту красивую историю успеха обычной учительницы английского языка. Татьяна Бакальчук, предпринимательница из народа, self-made woman и по совместительству одна из самых богатых женщин страны. При этом открывать бизнес она не планировала. Выйдя в декрет, Татьяна решила заняться своим делом и вместе с мужем вложила 700 долларов в создание интернет-магазина. Дальше история гласит, что у Бакальчук не было четкого плана развития. В основном она принимала решения интуитивно. А то, что компания разрослась до таких масштабов, никто не мог предвидеть. В общем, сказка о предпринимательнице из народа весьма красивая, но действительности не соответствует. Путь к первому миллиарду начинался немного не так.

Татьяна Бакальчук

2003 - интернет-провайдер, Quelle и Otto

Прежде чем Татьяна и ее муж Владислав запустили так называемый семейный бизнес, мужчина уже был успешным бизнесменом. В 2002 году он открыл компанию ООО «Универсальные Технологии», которая обслуживала три административных района Москвы в качестве интернет-провайдера. Дела шли хорошо, выручка за 2006 год составила 30 млн рублей, а чистая прибыль около миллиона.

 
К слову, дочернее предприятие этой фирмы под названием UTech и сделало первый сайт Wildberries, на который, по легенде, едва хватило денег.

В конце 2006 года Владислав продал свою долю в бизнесе. По разным источникам за сделку он получил от 3 до 5 млн рублей. Кстати, супруги до сих пор не дали ответ на вопрос, использовали ли они эти деньги для раскрутки Wildberries.

Otto

Сказать, что Татьяна занималась исключительно преподаванием английского тоже нельзя. В то время как муж развивал свой бизнес, она пробовала себя в перепродаже обуви и одежды из различных каталогов. Например, Otto и Quelle. В те годы это был довольно популярный способ заработка. Однако Татьяна уже тогда предлагала покупателям интересные условия:

  • заказы без предоплаты;
  • единую наценку для всех регионов в 10 % (конкуренты брали 15 % с москвичей и 30 % с жителей других регионов).

Также Бакальчуки продавали не только одежду из Otto или Quelle. У них была точка секонд-хенда в ТЦ «Динамит». Часть вещей распространяли через сайт. Однако в Wildberries утверждают, что этот магазин не имел отношения к компании.

2004-2008 - новый партнер и Adidas

Именно в «Динамите» Владислав Бакальчук мог завести знакомство с Сергеем Ануфриевым, будущим партнером и, как его называют, совладельцем. Тогда он работал в фитнес-клубе Universal Gym, расположенном в этом же торговом центре.

Сергей Ануфриев предложил Бакальчукам приобрести крупную партию вещей Adidas, от которой отказались покупатели. Считается, что Бакальчуки и Ануфриев именно тогда стали партнерами, а Adidas стала одной из первых компаний, с которой начал сотрудничать магазин. Подробностей, конечно, не раскрывают. Adidas тоже сохранил молчание. Зато вещи в каталоге маркетплейса были выставлены к продаже на 45–50% ниже цен в фирменных магазинах.

Adidas

 
Говорят, что эта партия обошлась в сумму от 1 до 5 миллионов долларов. Вложился ли Ануфриев – неизвестно. Сам он тоже не оставил комментариев.

Есть мнение, что он занимался службой безопасности магазина, а также вел переговоры с проблемными партнерами. Сегодня Сергей Ануфриев соучредитель нескольких партнерских фирм и дочерней компании «ВБ Технологии».

Вещи бренда Adidas практически год составляли основу каталога WB. Позже в ассортименте появились и другие марки:

  • Esprit;
  • Oliver;
  • Tommy Hilfiger;
  • Nike;
  • Puma;
  • Mexx;
  • Geox и др.

Однако и тогда магазин по-прежнему оставался одним из многих.

2009-2013 - растущие объемы и «серьезные» конкуренты

Wildberries продолжает завоевывать пользовательскую аудиторию, но вместе с тем растет и число конкурентов. Так, в 2008 году запускается проект KupiVip.ru от французской компании Vente Privee.

В 2011 году на рынке появилась Lamoda, немецкий проект с отличным маркетингом и хорошим финансированием. Еще позже в 2013 году в РФ появился британский Asos. Кроме того, на рынке уже был старейший Ozon. Эти компании в будущем будут конкурировать за аудиторию и звание лучшего маркетплейса.

Например, в 2012 году Wildberries с оборотом в $129 млн уступил место KupiVip с оборотом в $160 млн. Впрочем, уже через год выручка выросла до 290 миллионов, оставив оборот KupiVip в 256 и даже «Озон» в 270 млн долларов позади.

2013- кризис, судебные иски, лидеры сегмента

В 2014 Wildberries вошел в тройку лидеров среди площадок с наибольшим количеством уникальных посетителей. Этот год завершился для магазина с 100 000 моделей и 1000 брендов. Число покупателей выросло до 2,5 млн. У магазина было открыто более 150 пунктов самовывоза и уже на тот момент функционировала бесплатная доставка по всей России.

Магазин

 
Уже в 2015 году WB заработали 17,2 млрд руб. В этом же году в ассортимент добавились не только одежда, но и товары для дома, электроника, книги и прочее. В итоге площадка обогнала «Юлмарт», одного из лидеров торговли в то время (сейчас закрыт).

В 2016 WB побил свой рекорд и занял первое место среди всех интернет-магазинов по сумме продаж. Выручка составила 45,6 млрд рублей. Но компания продолжала расти. В этот период Wildberries построил собственный склад в «Коледино». В 2017 году компания вошла в список самых дорогих в рунете. Однако назревал кризис.

Дело в том, что WB конфликтовала с поставщиками. Например, одним из главных условий была обязательная отсрочка оплаты за товар. Но точно рассчитывать на оплату в срок могли только крупные бренды. Мелкие продавцы страдали, с их интересами часто не считались. Как итог, к 2017 году компания накопила 22 судебных иска. Причем один из них был иском о банкротстве.

Его подала ООО «Прайм» (или Prime Jeans). Интересно, что требований к компании не предъявляли, просто обратились в Арбитражный суд. Истец на заседание вообще не пришел, поэтому производство закрыли. Однако тот факт, что компания мало комментировала происходящее и не давала никаких объяснений, сыграл против нее. Начали распространяться слухи о банкротстве WB, как итог, многие поставщики начали уходить с платформы.

 
В общем, в 2018 году проекту пришлось заказывать пиар-кампанию. Она окупилась. WB вернула хороший имидж, а посещаемость площадки продолжила расти.

Публичный образ Татьяны Бакальчук

Как уже упоминалось ранее, публичный образ Татьяны Бакальчук поддерживают максимально приближенным к «народу». Говорят, что она работала простым репетитором английского, а когда вышла в декрет, решила задуматься о дополнительном заработке. Конечно, она рассмотрела подработку в интернете. Результатом и стало создание сайта. В общем, насколько эта история правдива – абсолютно не важно. Сколько бы ни было вложено в компанию, 700 долларов или несколько миллионов, это все равно были весьма удачные инвестиции, которые многократно окупилась.

Образ

 
Сегодня Татьяна одна из богатейших женщин в России. Если быть точнее, она занимает второе место. Конечно, размер ее состояния привлекает, но Бакальчук не слишком публичная персона. Интервью она дает редко, от комментариев воздерживается.

Сама она называет себя интровертом. В одном из интервью Татьяна упоминала, что ощущает себя неловко в окружении консультантов в магазине. Повышенное внимание заставляет ее чувствовать обязанной что-то приобрести, как итог, это выливается в лишние покупки. Поэтому ее и посетила идея создать примерочные прямо в пунктах выдачи, чтобы свести к минимуму подобные взаимодействия.

Почему Wildberries начал расти быстрее рынка

У такого стремительного роста магазина есть вполне объективные причины, позволившие ему перегнать конкурентов. Все дело в том, как работает Wildberries.

  1. Маркетплейс первым в отрасли ввел бесплатную доставку для клиентов. Конечно, ранее некоторые компании тоже пробовали добавить эту функцию, но она в основном носила временный характер и была больше акционным предложением. Wildberries первыми ввели ее на постоянной основе.
  2. Открытие во всех регионах РФ собственных ПВЗ. Логистическую цепь в таком варианте стало построить проще.
  3. В итоге партнерам стало проще развозить свои заказы. Они могут оставить свой товар в любом пункте приема, а уже оттуда продукция развозится по ПВЗ.
  4. Гибкий подход к возвратной логистике тоже существенно сократил затраты. Невыкупленные товары можно оставить в ПВЗ, перевезти в другой пункт или даже на склад.
  5. Пока конкуренты ориентировались на Москву и СПБ, WB строили разветвленную сеть в регионах, которые давали даже больше выручки.

Все это в итоге привело к равномерному и долгосрочному росту WB.

Долги и закредитованность проекта

Как уже упоминалось, иски к компании начали поступать еще в 2015 году. Только за те 12 месяцев маркетплейс получил 12 претензий, сумма по которым составила 82 млн рублей.

Большинство из них подавали партнеры и поставщики. Естественно, требовали погашения долга. Кроме того, заявление подали «Почта России» и даже грузоперевозчики. Но основную проблему по-прежнему составляет задолженность перед продавцами. До сих пор маркетплейс не исполняет обязательства перед тем или иным поставщиком и регулярно получает иски.

Долги

Недовольны положением дел и партнеры. Безусловно, покупатели рады, когда на Wildberries самые большие скидки. Однако говорят, что компания не ставит в известность о предстоящих мероприятиях и фактически заставляет проводить такие акции.

Кроме того, имеет место и закредитованность. Так, задолженность WB перед банками превышает 30 млрд рублей. Среди банков кредиторов значатся:

  • Сбербанк;
  • Альфа-банк;
  • Росбанк;
  • «Открытие» и другие.

Не внушает спокойствия и тот факт, что очевидно на бизнес Бакальчук началась атака. Администрация Подольского района требует снести один из самых больших подмосковных складов WB (в который вложено 3 млрд) в «Коледино». Ходят слухи, что все это затеяли недоброжелатели, состоящие в ОПГ. Впрочем, вряд ли Wildberries грозит рейдерский захват. Однако разобраться с накопившимися проблемами не помешало бы.

Вывод

Среди всех видов пассивного дохода Татьяна Бакальчук сделала ставку на создание собственного сайта. Конечно, дальше он превратился в настоящий бизнес, который требует постоянного внимания и участия. Несмотря на непростую историю и некоторые проблемы, сегодня Wildberries все равно остается одной из самых популярных площадок, а состояние Татьяны растет. Остается только пожелать компании успеха.

Добавить свой комментарий
Alex (19.07.2022 в 00:20)
Ренат, для большой страны самое то, тем более и акционные предложения там встречаются довольно часто. В современных реалиях явно у Wildberries всё будет хорошо, это уже заметно по их товарам.
Alex (19.07.2022 в 00:18)
Марк, интернет-магазин уже себя зарекомендовал за долгие годы, а огромный выбор среди товаров позволяет найти всё то, что нужно практически любому клиенту. Даже редкие товары можно найти там.
Marsb9 (28.06.2022 в 09:53)
Галина, ну она не совсем просто учительница была, но добилась больших высот это точно. Простые учителя врядли смогли бы повторить такой путь
Marsb9 (28.06.2022 в 09:52)
Евгения,   мне кажется тут больше наплыв продавцов стал. Ну и люди начали сбавлять из за конкуренции.
Marsb9 (21.06.2022 в 10:31)
раньше часто пользовался данным сервисом и удобно было что оплата после получения. А сейчас условия стали не в сторону покупателя к сожалению. Но тем не менее площадка все равно лучшая из всех
Евгения (20.06.2022 в 11:07)
На площадке Wildberries стала покупать продукцию с 2020 года, историю развития не знала. Увы в последнее время магазин стал сдавать по качеству товара, много брака стало. Интересно с чем это связано...
Галина (20.06.2022 в 07:09)
Сама являюсь покупателем интернет- магазина Wildberries уже три года и даже не знала историю образования компании. Можно только аплодировать женщине, которая из простой учительницы стала одной из богатых женщин России.
Марина (17.06.2022 в 05:12)
Реальная история не сильно и отличается от "сказки"! Обычные люди, без огромных денег и связей смогли сделать крупнейший маркетплейс!
Аркадий (14.06.2022 в 10:20)
История компании Wildberries интересная. Статья познавательная. Этот маркетплейс прошел тернистый путь.
Саша (12.06.2022 в 00:39)
Реальная история компании Wildberries будет известна после написания мемуаров Бакальчук. Хотя и она не все знает.
Дима (08.06.2022 в 21:03)
Реальная история компании Wildberries стала бы хитом в прессе и на экране. Но пока нет сливов на счет того, чей номинал Бакальчук.
Ренат (05.06.2022 в 07:32)
Занимательная история компании "Wildberries&qu ot;. Магазин неплох, и цены в нем нормальные.
AlexFanat (04.06.2022 в 00:10)
Бренд Wildberries узнаваем не только в своей стране, но и в других государствах, так как Татьяна Бакальчук смогла успешно организовать свой бизнес за долгие годы.  Идея, тактика и стратегия для бизнеса была выбрана в грамотном ключе. Ведь на площадке продаются различные товары, именно начиная от самых простых и заканчивая более серьёзными. Торговые возможности распространяются на многие регионы, этим и подкупает многих клиентов данный бренд.  А для обычных людей эта история познавательная и интересная на первый взгляд.
Иван (02.06.2022 в 16:34)
Реальная история компании Wildberries в предложенной здесь версии не снимает всех моих вопросов, но статья интересная.
Марк (02.06.2022 в 14:34)
Отличный магазин и товары намного дешевле, в основном только там и покупаю