«Как заработать на Wildberries» сегодня один из самых частых запросов в интернете. Неудивительно, маркетплейс входит в ТОП лидеров, регулярно показывает огромную прибыль и, похоже, не собирается останавливаться в развитии.
Сегодня это узнаваемый бренд. Однако не многие знают, как на самом деле начиналась его история, в которой немало интересного.
Оглавление:
1. Красивая сказка о Wildberries
- 2003 - интернет-провайдер, Quelle и Otto
- 2004-2008 - новый партнер и Adidas
- 2009-2013 - растущие объемы и «серьезные» конкуренты
- 2013- кризис, судебные иски, лидеры сегмента
2. Публичный образ Татьяны Бакальчук
3. Почему Wildberries начал расти быстрее рынка
4. Долги и закредитованность проекта
5. Вывод
Красивая сказка о Wildberries
Многие слышали эту красивую историю успеха обычной учительницы английского языка. Татьяна Бакальчук, предпринимательница из народа, self-made woman и по совместительству одна из самых богатых женщин страны. При этом открывать бизнес она не планировала. Выйдя в декрет, Татьяна решила заняться своим делом и вместе с мужем вложила 700 долларов в создание интернет-магазина. Дальше история гласит, что у Бакальчук не было четкого плана развития. В основном она принимала решения интуитивно. А то, что компания разрослась до таких масштабов, никто не мог предвидеть. В общем, сказка о предпринимательнице из народа весьма красивая, но действительности не соответствует. Путь к первому миллиарду начинался немного не так.
2003 - интернет-провайдер, Quelle и Otto
Прежде чем Татьяна и ее муж Владислав запустили так называемый семейный бизнес, мужчина уже был успешным бизнесменом. В 2002 году он открыл компанию ООО «Универсальные Технологии», которая обслуживала три административных района Москвы в качестве интернет-провайдера. Дела шли хорошо, выручка за 2006 год составила 30 млн рублей, а чистая прибыль около миллиона.
В конце 2006 года Владислав продал свою долю в бизнесе. По разным источникам за сделку он получил от 3 до 5 млн рублей. Кстати, супруги до сих пор не дали ответ на вопрос, использовали ли они эти деньги для раскрутки Wildberries.
Сказать, что Татьяна занималась исключительно преподаванием английского тоже нельзя. В то время как муж развивал свой бизнес, она пробовала себя в перепродаже обуви и одежды из различных каталогов. Например, Otto и Quelle. В те годы это был довольно популярный способ заработка. Однако Татьяна уже тогда предлагала покупателям интересные условия:
- заказы без предоплаты;
- единую наценку для всех регионов в 10 % (конкуренты брали 15 % с москвичей и 30 % с жителей других регионов).
Также Бакальчуки продавали не только одежду из Otto или Quelle. У них была точка секонд-хенда в ТЦ «Динамит». Часть вещей распространяли через сайт. Однако в Wildberries утверждают, что этот магазин не имел отношения к компании.
2004-2008 - новый партнер и Adidas
Именно в «Динамите» Владислав Бакальчук мог завести знакомство с Сергеем Ануфриевым, будущим партнером и, как его называют, совладельцем. Тогда он работал в фитнес-клубе Universal Gym, расположенном в этом же торговом центре.
Сергей Ануфриев предложил Бакальчукам приобрести крупную партию вещей Adidas, от которой отказались покупатели. Считается, что Бакальчуки и Ануфриев именно тогда стали партнерами, а Adidas стала одной из первых компаний, с которой начал сотрудничать магазин. Подробностей, конечно, не раскрывают. Adidas тоже сохранил молчание. Зато вещи в каталоге маркетплейса были выставлены к продаже на 45–50% ниже цен в фирменных магазинах.
Есть мнение, что он занимался службой безопасности магазина, а также вел переговоры с проблемными партнерами. Сегодня Сергей Ануфриев соучредитель нескольких партнерских фирм и дочерней компании «ВБ Технологии».
Вещи бренда Adidas практически год составляли основу каталога WB. Позже в ассортименте появились и другие марки:
- Esprit;
- Oliver;
- Tommy Hilfiger;
- Nike;
- Puma;
- Mexx;
- Geox и др.
Однако и тогда магазин по-прежнему оставался одним из многих.
2009-2013 - растущие объемы и «серьезные» конкуренты
Wildberries продолжает завоевывать пользовательскую аудиторию, но вместе с тем растет и число конкурентов. Так, в 2008 году запускается проект KupiVip.ru от французской компании Vente Privee.
В 2011 году на рынке появилась Lamoda, немецкий проект с отличным маркетингом и хорошим финансированием. Еще позже в 2013 году в РФ появился британский Asos. Кроме того, на рынке уже был старейший Ozon. Эти компании в будущем будут конкурировать за аудиторию и звание лучшего маркетплейса.
Например, в 2012 году Wildberries с оборотом в $129 млн уступил место KupiVip с оборотом в $160 млн. Впрочем, уже через год выручка выросла до 290 миллионов, оставив оборот KupiVip в 256 и даже «Озон» в 270 млн долларов позади.
2013- кризис, судебные иски, лидеры сегмента
В 2014 Wildberries вошел в тройку лидеров среди площадок с наибольшим количеством уникальных посетителей. Этот год завершился для магазина с 100 000 моделей и 1000 брендов. Число покупателей выросло до 2,5 млн. У магазина было открыто более 150 пунктов самовывоза и уже на тот момент функционировала бесплатная доставка по всей России.
В 2016 WB побил свой рекорд и занял первое место среди всех интернет-магазинов по сумме продаж. Выручка составила 45,6 млрд рублей. Но компания продолжала расти. В этот период Wildberries построил собственный склад в «Коледино». В 2017 году компания вошла в список самых дорогих в рунете. Однако назревал кризис.
Дело в том, что WB конфликтовала с поставщиками. Например, одним из главных условий была обязательная отсрочка оплаты за товар. Но точно рассчитывать на оплату в срок могли только крупные бренды. Мелкие продавцы страдали, с их интересами часто не считались. Как итог, к 2017 году компания накопила 22 судебных иска. Причем один из них был иском о банкротстве.
Его подала ООО «Прайм» (или Prime Jeans). Интересно, что требований к компании не предъявляли, просто обратились в Арбитражный суд. Истец на заседание вообще не пришел, поэтому производство закрыли. Однако тот факт, что компания мало комментировала происходящее и не давала никаких объяснений, сыграл против нее. Начали распространяться слухи о банкротстве WB, как итог, многие поставщики начали уходить с платформы.
Публичный образ Татьяны Бакальчук
Как уже упоминалось ранее, публичный образ Татьяны Бакальчук поддерживают максимально приближенным к «народу». Говорят, что она работала простым репетитором английского, а когда вышла в декрет, решила задуматься о дополнительном заработке. Конечно, она рассмотрела подработку в интернете. Результатом и стало создание сайта. В общем, насколько эта история правдива – абсолютно не важно. Сколько бы ни было вложено в компанию, 700 долларов или несколько миллионов, это все равно были весьма удачные инвестиции, которые многократно окупилась.
Сама она называет себя интровертом. В одном из интервью Татьяна упоминала, что ощущает себя неловко в окружении консультантов в магазине. Повышенное внимание заставляет ее чувствовать обязанной что-то приобрести, как итог, это выливается в лишние покупки. Поэтому ее и посетила идея создать примерочные прямо в пунктах выдачи, чтобы свести к минимуму подобные взаимодействия.
Почему Wildberries начал расти быстрее рынка
У такого стремительного роста магазина есть вполне объективные причины, позволившие ему перегнать конкурентов. Все дело в том, как работает Wildberries.
- Маркетплейс первым в отрасли ввел бесплатную доставку для клиентов. Конечно, ранее некоторые компании тоже пробовали добавить эту функцию, но она в основном носила временный характер и была больше акционным предложением. Wildberries первыми ввели ее на постоянной основе.
- Открытие во всех регионах РФ собственных ПВЗ. Логистическую цепь в таком варианте стало построить проще.
- В итоге партнерам стало проще развозить свои заказы. Они могут оставить свой товар в любом пункте приема, а уже оттуда продукция развозится по ПВЗ.
- Гибкий подход к возвратной логистике тоже существенно сократил затраты. Невыкупленные товары можно оставить в ПВЗ, перевезти в другой пункт или даже на склад.
- Пока конкуренты ориентировались на Москву и СПБ, WB строили разветвленную сеть в регионах, которые давали даже больше выручки.
Все это в итоге привело к равномерному и долгосрочному росту WB.
Долги и закредитованность проекта
Как уже упоминалось, иски к компании начали поступать еще в 2015 году. Только за те 12 месяцев маркетплейс получил 12 претензий, сумма по которым составила 82 млн рублей.
Большинство из них подавали партнеры и поставщики. Естественно, требовали погашения долга. Кроме того, заявление подали «Почта России» и даже грузоперевозчики. Но основную проблему по-прежнему составляет задолженность перед продавцами. До сих пор маркетплейс не исполняет обязательства перед тем или иным поставщиком и регулярно получает иски.
Недовольны положением дел и партнеры. Безусловно, покупатели рады, когда на Wildberries самые большие скидки. Однако говорят, что компания не ставит в известность о предстоящих мероприятиях и фактически заставляет проводить такие акции.
Кроме того, имеет место и закредитованность. Так, задолженность WB перед банками превышает 30 млрд рублей. Среди банков кредиторов значатся:
- Сбербанк;
- Альфа-банк;
- Росбанк;
- «Открытие» и другие.
Не внушает спокойствия и тот факт, что очевидно на бизнес Бакальчук началась атака. Администрация Подольского района требует снести один из самых больших подмосковных складов WB (в который вложено 3 млрд) в «Коледино». Ходят слухи, что все это затеяли недоброжелатели, состоящие в ОПГ. Впрочем, вряд ли Wildberries грозит рейдерский захват. Однако разобраться с накопившимися проблемами не помешало бы.
Вывод
Среди всех видов пассивного дохода Татьяна Бакальчук сделала ставку на создание собственного сайта. Конечно, дальше он превратился в настоящий бизнес, который требует постоянного внимания и участия. Несмотря на непростую историю и некоторые проблемы, сегодня Wildberries все равно остается одной из самых популярных площадок, а состояние Татьяны растет. Остается только пожелать компании успеха.